Что такое расточка блока цилиндров и для чего она необходима

Что такое расточка блока цилиндров и для чего она необходима
Пример выполнения расточки двигателя

При запуске автомобиля двигатель и такие его детали как цилиндры, поршни, распредвал, коленвал и клапаны, должны работать с большой эффективностью, так как их нагрузка достаточно велика. Особенно сильной она становится во время движения при высокой температуре воздуха, спуске с горы, перевозке большого груза.

Износ деталей является одной из серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться автовладельцам. Его источник – трение между стенками цилиндра и поршнями, приводящее к неравномерному изнашиванию последнего и потере первоначальной формы. Часто на невооруженный взгляд подобные нарушения незаметны, но ухудшение производительности говорит само за себя. В настоящее время существуют специальные измерительные приборы, с помощью которых может быть подтверждено или опровергнуто предположение о деформации цилиндров.

От чего же зависит объем истирания? Это обусловливается тем, что движение поршня происходит не по идеально ровной траектории: всегда присутствует небольшое отклонение. Как раз от степени отклонения от заданной траектории зависит величина износа цилиндров и поршней. Причин нарушения путей их движения несколько – проблема соосности и неперпендикулярности положения сопряженных деталей, чересчур большие допуски в размерах (в таком случае поршень не только движется по оси, но и отклоняется по горизонтали). Результатом этого становится неравномерный износ цилиндра, потеря формы, превращение его идеально круглого профиля в эллипсовидный.

Ухудшению формы цилиндра также способствуют продукты сгорания и высокая температура. Эти факторы разрушают стенки деталей, откладываются нагаром на их поверхности. Замена поршня не сможет устранить эти недостатки, потому как новый поршень будет иметь идеальную форму, а геометрия цилиндра к тому времени будет уже нарушена. Исключение эллипса внутри цилиндра поможет исправить ситуацию. Для этого существует специальная процедура, которая называется «расточка блока цилиндров».

Что такое расточка блока цилиндров и для чего она нужна

Что такое расточка блока цилиндров и для чего она необходима
Пример выполнения расточки двигателя

Ранее мы упоминали, что в большинстве случаев изнашивание цилиндров происходит неравномерно. Существует система оценки степени износа цилиндра. С ее помощью можно оценить два размерных параметра цилиндра:

  1. Смещение от начальных размеров на 0,05 миллиметра в верхней мертвой точке верхнего поршневого кольца (это не касается самого поршня);
  2. Увеличение или уменьшение величины на 0,03 миллиметра в месте взаимодействия стенки цилиндра и юбки поршня.

Если ухудшение этих параметров подтверждается прибором, стоит признать необходимость ремонта. К тому же, ситуацию может ухудшить возникновение дефекта в форме ступеньки в верхней части цилиндра, которая становится причиной раздробления поршневых колец и посадочных мест под них. В действии это заметно по ощутимым ударам и сильной вибрации мотора. Поршневые кольца не могут плотно прилегать к стенкам цилиндра из-за имеющейся эллипсности, что приводит к проникновению выхлопных газов в картер, нарушению компрессии двигателя. Результатом этого становится раздробление колец на маленькие части, которые еще больше царапают стенки цилиндра. Эти процессы окончательно испортят стенки цилиндра, и двигатель не сохранит ни расточка, ни капитальный ремонт.

Также ознакомьтесь

При этом правильная геометрия цилиндра также не сможет исключить проблему неправильной соосности: цилиндры по-прежнему будут разрушаться в процессе работы двигателя. Лишнее трение и напряжение приводит к разрушению зависимых узлов, относящихся к поршневой группе, что может привести к изгибам, трещинам, деформациям. Но все эти недостатки легко решить. Форму цилиндра и должное расположение сопряженных деталей позволит восстановить расточка блока цилиндров.

Как растачивается блок цилиндров

Нельзя назвать расточку двигателя и восстановление нужного зазора между стенками цилиндра и поршнями легкой операцией, но сделать ее возможно. Образование зазора происходит самостоятельно после выполнения работ на вертикально-расточном станке. Здесь важно умение мастера, выполняющего работу, и оборудование, на котором она совершается. С точки зрения технологии такая операция выполнима и не очень проблематична.

Больших затрат сил и времени требует восстановление первоначальной формы цилиндра. Это происходит из-за того, что нельзя предугадать, в каком месте будет выработана внутренняя часть цилиндра. Чтоб мастер мог определить необходимость работы над протачиванием, делается несколько замеров микрометром со стрелочной индикацией.

Расточка блока цилиндров позволяет исключить эллипсоидность и конусность внутри деталей. Значение, не выходящее за величину 0,01 мм по длине цилиндра, считается нормальным. Для совершения подобной операции необходимо использовать специальные высокоточные расточные станки, точность которых меньше 0,01 мм. Важным фактором успешного выполнения расточки является чистота рабочей поверхности: безупречность ее обработки экономит большое количество времени, в течение которого новые детали притирались бы друг к другу. При некачественной же подготовке оборудования к этой операции возникнут трудности с досрочным износом поршневых колец, увеличатся расходы топлива и масла. Также добавит неудобств повышенное количество металлической пыли и стружки, первоисточником которой станет трение при обкатке двигателя после капитального ремонта и расточки.

Видео расточки блока цилиндров:

Рекомендуем почитать